🎁 Скидка 10% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Самовар «Репка»

repka.jpegПочему такой интересный предмет национального быта, как самовар, имеет столько форм? Отчасти это связано с широким распространением данного прибора для заваривания чая на Руси XVIII-XIX веков. Несмотря на то, что самовар был универсальным предметом домашнего обихода, требования, предъявляемые к нему разными слоями населения, были зачастую противоположными. Вот водогреи и стали изготовляться согласно нуждам потребителей - походные, трактирные, разного размера и дизайна… На ярмарках можно было найти модели различных форм - “вазы”, “рюмки”, цилиндрические “банки”, “репки”. Реже встречались самовары “яйцо”, “желудь” и “дуля” (грушевидной формы). Необычность форм не влияла на удобство приборов - каждый самовар был удобным в обращении и достаточно вместительным. Для украшения изделий чаще всего использовали национальные узоры и модные в то время направления историзма - “византия”, “неоклассика”, “барокко”, “модерн”.

«Репка» и другие самовары

Самыми простыми и незатейливыми считались самовары-банки. Именно они получили распространение в домах простого народа, в трактирах, на ярмарках и прочих присутственных местах.

Самовары-репки - изделия округлой, чуть приплюснутой формы. Считались барскими, дорогими самоварами. Как правило, изготавливались методом литья и покрывались никелем. Никелированные самовары были более практичными и долговечными, и, соответственно, более дорогими. Такой водогрей выглядел солидно и более нарядно, в противовес обыденным самоварам для простолюдинов. Самовары-репки сейчас реже можно встретить в продаже, чем прочие виды самоваров, поэтому они обладают определенной антикварной ценностью.

Особым изяществом отличались самовары-рюмки - конструкции для нагревания воды, широкие сверху и сужающиеся к ножке. Но внешне миниатюрные “рюмки” были такими же вместительными, как и остальные виды самоваров.

Полностью круглые самовары-шары еще называли персидскими, их часто производили для продажи в Персии, Турции и других странах Востока. Незначительно отличались от шаровых самоваров овальные самовары-яйца или “пасхальные яйца”. Наиболее редко встречались самовары-груши, которые были неходовыми изделиями среди простого народа.

Округлую форму самовара могли дополнительно украсить гранями или овалами. Округлые или прямые ребра водогрея придавали ему дополнительную жесткость. Такие приборы были “гостями” в домах дворян, высших чинов и богатых купцов. Конечно, самовар, ежедневно бывающий на виду в доме зажиточных людей, обязательно нуждался в украшении резьбой, гравировкой, художественными орнаментами, а порой и полноценными картинами. Самые дорогие модели могли изготовить полностью из золота и серебра. Украшали водогреи роскошными серебряными или мельхиоровыми накладными деталями - в виде сложнопрорисованных бордюров, цветов, листьев и раковин. Аналогичным убранством отличался и поднос, который поставляли в комплекте с расписным самоваром. Делали такие потрясающие изделия тульские, московские, петербургские мастера. Особо ценилась продукция польских фабрикантов - Фраже, Плешкевича, Хеннеберга. Позднее, на рубеже XIX и XX веков мода на убранство самоваров отходит от нарочитой роскоши к более простому стилю - модерну. Водогреи теряют чрезмерно украшенный облик, предпочтение все чаще отдается изделиям необычной формы. Упор делается на функциональность, появляются практичные и достаточно редкие формы - “тюльпан”, “желудь”, “паук”. Заводское производство развивается большими темпами, и с конвейеров в большом количестве сходят такие лаконичные модели как “банка”, “яйцо” и “шар”.