🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Властелин чаепитий

Самовар - властелин чаепитий

Самовар на Руси всегда считался символом домашнего уюта. Ему приписывали одушевленные качества, считали его хранителем домашнего очага и мерилом семейного благополучия. Успокаивающее «пение» самовара позволяло почувствовать себя уютно, защищено и забыть о любых невзгодах.

Традиционный русский самовар не оставляет равнодушными многих людей и до сих пор – поэтому коллекции самоваров можно встретить не только в музеях как упоминание национальной старины, но и в частных коллекциях.

Михаил Сулуков – один из таких неравнодушных к самоварам людей. Он трепетно бережет культуру русских чайных традиций и коллекционирует самовары уже много лет. Он не просто собирает интересные экспонаты, но и изучает истории, с ними связанные. Любитель самоваров уверен, что натертые бока самоваров как зеркало отражают культуру прошлого – летописи и отдельных семей, и целого государства. Есть в его коллекции и самые распространенные экземпляры, и раритетные водогреи с удивительной судьбой, и настоящие, затейливо сделанные произведения искусства – редкие образцы «с изюминкой».

Но историю иногда стоит не просто хранить, а делиться ней с людьми. Чтобы большинство современных жителей городов не считало самовар старинным прибором для нагревания воды, давным-давно вышедшим из обихода, Михаил решил открыть музей, в котором бы располагалась накопленные за долгие годы самовары. Уникальное собрание самоваров открылось в городе Касимове Рязанской области и получило название «Русский самовар». Помимо разнообразных моделей водогреев, посетители музея могут узнать все факты, которые создателю музея удалось узнать о самоварах и чаепитии на Руси.

Творение «чудаков»

Теперь про историю самоваров гостям музея рассказывает его директор – Татьяна Панкова. «Кто был создателем самовара и как переводится само слово «самовар» – неизвестно, но упоминание о приборах, греющих воду подобно русскому самовару, встречается в каждой древней культуре» – рассказывает она. И не смотря на то, что производство самоваров у большинства ассоциируется с Тулой, Татьяна уверенно утверждает, что самовары начали массово выпускать на Урале. Из-за племени Чудь, занимавшегося этих ремеслом, людей, добывающих медь, начали называть «чудаками», а плавить медь означало «чудить».

А в Туле самовары начали выпускать в конце XIX века – примерно с 1778 года. А уже в следующем столетии количество фабрик, выпускающих самовары, приблизилось к сотне. Самовары на протяжении двух веков оставались для русского человека символом стабильности – когда человек терял крышу над головой, то единственным, что помогало выжить, мог стать именно самовар. Семья со своим самоваром могла обеспечить себе горячее питье и еду, считалось, что самовар помогает пережить невзгоды. Поэтому к самоварам очень трепетно относились, передавали их от поколения к поколению.

Самовары: от самых маленьких до огромных

В музее «Русский самовар» вы найдете множество изделий разных форм и размеров. Вместимость самовара зависит от его назначения – конечно, самовары, стоящие в трактирах, монастырях и прочих присутственных местах, были достаточно большими – они вмещали себя по шесть ведер, то есть 60 литров. Но в литрах в то время самовары никто не измерял – об объеме судили по «ведрам» или «стаканам». Самовары для обычных семей вмещали пару ведер. Были самовары-«эгоисты» - для одного человека, на пару стаканов. Их хорошо было брать с собой в дорогу. Есть и самовары «тет-а-тет», рассчитанные на двух людей, точнее, на десяток стаканов.

Впечатляющая функциональность самоваров

Были на Руси и универсальные самовары-кухни, разделенные на три части – для первых, вторых и третьих блюд. Примечательно, что такая кухня, представленная в музее, находится в действующем состоянии до сих пор – в прошлом году на ней пробовали готовить, и она работала более чем исправно.

Обычные самовары стандартной конструкции тоже не так просты: русские люди использовали их и как лампу, и как устройство для приготовления пищи на огне. А самовар с заварочным чайником наверху – это уже привычная картина в каждом доме.

Самовар – это не только полезная, продуманная конструкция, но и искусно, прочно сделанный предмет. Корпус отливался из целого листа латуни, а труба была спаяна с учетом диаметра самого самовара – и в результате он быстро нагревался и совсем не распалялся. А части самовара, которые были припаяны к корпусу, не раскалялись вовсе, поэтому правильно смастеренный самовар мог служить веками.

Знания, которыми владели самоварных дел мастера, позволили сделать самовар и совершенно безопасным. Внутреннюю поверхность водогрея покрывали полудой – сплавом свинца и олова. В нужной пропорции этот состав не вызывал реакцию окисления у посуды, а цинк не имел возможности раствориться в кипятке и сделать воду вредной для здоровья.

Соотношение цены и качества

Помимо простых, конвейерных моделей для повседневных нужд, постоянно появлялись самовары – произведения искусства, в процесс создания которых мастера вкладывали всю душу. Конечно, от затейливости самовара зависела и цена на него – стандартные самовары могли позволить себе и рабочие, и крестьяне, а вот цена за особенный самовар была выше, и рассчитывалась она вне зависимости от объема и прочих полезных характеристик. Такие самовары покупали «для гостей», берегли их как зеницу ока и ставили на стол по большим праздникам.

В отменном качестве самовара никто не сомневался – на каждом изделии стояло клеймо автора, и мастер готов был отвечать за свое творение «головой». Да и делали самовары на совесть, с любовью. Соблюдать высокие стандарты в самоварном ремесле помогали конкурсы. Представленные на соревнованиях водогреи оценивались строго, объективно и по многим параметрам. Чтобы вердикт был непредвзятым, имена участников держались в тайне – выставить самовар на суд мог каждый – от заслуженных мастеров фабрики Баташевых до никому не известного ремесленника-самоучки. Победитель получал внушительную сумму, но потратить ее мог только на развитие производства.

Душевное чаепитие наших предков

В чайной церемонии, кроме самовара, участвовало еще несколько приспособлений – щипчики для кусочков сахара, чайные приборы, совок для чайных листов, специальные полоскательные чаши.

В отличие от современного мира, где мы частенько пьем чай на бегу, наши предки относились к чаепитию с душевным теплом. Несмотря на то, что самовар разжигали несколько раз в день, ему все равно доставалось ласковое и уважительное отношение от хозяйки дома, остальных членов семьи и гостей.

Для того чтобы посетители могли представить себе процесс приготовления настоящего русского чая, в музее открыли «Чайную комнату», в которой можно не только ознакомиться с таинством ритуала, но и попробовать этот национальный напиток на вкус.