Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 

Красота и величие самоваров Салищева

Изучая значение понятия «самовар», можно прочитать в любом толковом словаре — что это прибор для нагревания воды. Но такого определения водогрея относительно его роли в жизни русского народа явно недостаточно.
Красота самоваров Салищева
Самовар в нашей культуре на протяжении нескольких веков считался символом семейного очага и душевного общения в кругу близких людей. Уже сам факт присутствия самовара в избе говорил об определенном достатке в семье. Некоторое время самовары и чайная заварка были недоступны для простых людей, вкушать чай могли только знатные вельможи, а русский народ по-старинке варил сбитень и заваривал душистые луговые травы. Но в период популяризации чая в России иметь дома свой собственный водогрей было роскошью и предметом гордости.

Постепенно вокруг самовара и чаепития начал строиться быт каждой семьи — за самоваром собирались гости в имениях столичных петербургских аристократов, постояльцы гостиниц и посетители трактиров, обычные семьи среднего достатка. Любой любопытный или остро стоящий для собеседников вопрос предпочитали решать не в спешке, а за долгим и сытным чаепитием. И какая бы тема разговора не затрагивалась, гости вставали из-за стола довольными и в хорошем настроении. Хозяйки тщательно следили за самоваром, не забывая полировать его до блеска перед приходом гостей. Вместе с водогреем на стол подавался поднос и полоскательница, и, конечно, чайная посуда по количеству гостей. Качество чая и обилие снеди, подаваемой к столу, зависели от достатка семьи, но гостям традиционно предлагались лучшие угощения и большое количество чая. О достатке семьи говорил и сам вид самовара — простолюдины могли позволить себе обычный медный самовар в форме банки или рюмки, а более зажиточные семьи заботились о том, чтобы у них дома радовал взгляд покрытый позолотой или росписью прибор для заваривания чая.

Строение русского самовара

Приборы, подобные русскому водогрею, были известны и в других странах, но только в России самовар стал символом национального колорита и широты русской души. Наибольшей популярностью самовары пользовались в XIX веке, а позже их распространенность постепенно пошла на спад, а к середине XX столетия их полностью вытеснили чайники, нагревающиеся на газу.

На внешний вид самовара за все время его существования влияли представления о прекрасном, отраженные в культуре и модных веяниях. Корпус водогреев украшали гравировкой, художественной росписью и прочими элементами декоративно-прикладного творчества, которые были в ходу в определенный промежуток времени. Так, сейчас мы можем наблюдать на старинных водогреях элементы убранства в стилях модерн, ренессанс, рококо, барокко. Позднее, в XX столетии, выпускались юбилейные модели самоваров, приуроченные к какому-либо событию или знаменательной дате. Такие особенности водогреев дают нашим современникам право считать, что самовар — не только бытовой прибор, но и предмет искусства, объективно отражающий все веяния своего времени. Несмотря на существовавшую в XVIII-XIX века моду, выпускавшиеся самовары не отличались однообразием и похожестью — напротив, большое количество непохожих друг на друга водогреев как нельзя лучше отражало различия в эстетических предпочтениях разных слоев общества. Самые любопытные экземпляры самоваров, дожившие до наших дней, становятся предметом интереса коллекционеров антиквариата.

Так как сам водогрей имел минимум элементов, довольно простое строение, да и его разновидностей было не так много (керосиновый самовар, самовар-кофейник, самовар Паричко), каждая деталь изделия удостаивалась пристального внимания мастеров и могла отделываться на любой лад: тулово украшал орнамент или рисунок, прочие части — кран, ручки, горелку с поддоном, крышку — обязательно выполняли с изяществом, вытачивали в виде фигурной резьбы и т. д.

Художественные самовары фабрики А. П. Салищева

Одной из первых фабрик, начавшей выпускать водогреи и снискавшей уважение и знатных горожан, и простого люда, было предприятие фабрикантов Салищевых. Фабрика начала свою работу в 1859 году, и к концу XIX века она уже специализировалась на выпуске изделий различного дизайна — одни модели предназначались для простого народа, а другие выпускались по заказу для знатных сословий. Все самовары имели продуманное строение и передовую для того времени технологичность конструкции — устойчивые «ножки», широкая труба с заложенным в нее топливом и плотная крышка давали возможность без проблем раздуть угли, вскипятить воду за несколько минут и сохранять ее горячей как минимум в течение часа. Для водогреев требовалось мало топлива, а функциональность они имели отличную, на зависть современным приборам для приготовления чая.

Фабрика, которую основал Василий Матвеевич Салищев в Туле, некоторое время оставалась малоизвестной, а основные сведения, которые дошли о деятельности фабрикантов Салищевых до наших дней, относятся к 1870-м годам. В это время самоварное дело перешло к потомку Василия Матвеевича — Алексею Салищеву. Он открывает на улице Никольской в Туле самоварную лавку, и к 1898 году полученное им от продажи медных изделий состояние дает ему право считаться купцом 2-ой гильдии. Приблизительно в то же время за свои заслуги перед городом купец Алексей Павлович получает звание почетного гражданина Тулы и связанные с этим титулом привилегии. Даже в наше время некоторые почитатели старинных тульских самоваров охотятся за продукцией с клеймом Салищева, а во времена расцвета самоваров изделия этой фабрики пользовались особым спросом и богатеев, и простого народа.

Предпринимателю часто поступали крупные заказы от зажиточных людей со всей страны — например, известно, что ростовский промышленник Великанов заказал на фабрике А. П. Салищева более двух тысяч медных изделий, отличающихся друг от друга внешним убранством. Все изготовленные для Великанова самовары приходили с именной надписью.

Изделия, выпущенные самоварной фабрикой Салищева, имели четкую ориентацию на различные слои населения, поэтому всегда находили своего покупателя. Выпускались доступные по стоимости самовары для крестьян, которые имели минимум украшений, но позволяли сэкономить средства и добросовестно служили своим владельцам долгое время. А предметом интереса знатных особ выступали эксклюзивные варианты, отделанные серебром, золотом, слоновой костью. Дорогие варианты часто заказывались в подарок и украшались именными надписями.