🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Самовары Фраже

Самовары Фраже

Как самовар появился на Руси?

В 1860-е годы слово русского происхождения “самовар” можно было встретить в словаре В. И. Даля. Кроме обозначения слова, указывалась и его функция - нагревать воду. Но на Руси самовар был не просто водогрейным прибором. Самовар олицетворял собой домашний уют, тепло семейного очага и гостеприимство, был неотъемлемой часть широкого застолья и любого праздника. По самовару в доме, его внешнему виду, чистоте и ухоженности судили о достатке хозяев, трудолюбии хозяйки дома. За чаепитием обсуждали будничные дела или же решали важные вопросы. Посиделки за самоваром - приятная традиция, которая была присуща и хоромам столичных аристократов, и трактирам, где собирался простой люд.

За XIX и XX века водогрей стал не только атрибутом каждого дома, но и настоящим символом русских национальных традиций. Само производство самоваров всегда было неразрывно связано со становлением декоративно-прикладного искусства на Руси, а также с медноперерабатывающим делом. Уже в XVIII веке на Екатеринбургском заводе медных изделий массово изготавливались отдельные детали изделия - тулово, поддоны, ручки, крышечки. В дальнейшем они вручную собирались, расписывались, приобретали индивидуальные черты. Но даже первые самовары, изготовленные с помощью заводской сборки и из конвейерных деталей, все равно существенно отличались от моделей, которые мы привыкли видеть сейчас - они были приземистыми, их круглые ручки могли крутиться, а вся конструкция имела много общего с “чайными урнами”, которые были в то время распространены в Англии.

К концу XVIII русский водогрей обрел привычным нам облик, а особенности его конструкции отличались от нагревательных приборов, существовавших ранее, поэтому самовар смело можно отнести к национальным изобретениям. Труба-жаровня распространившегося по Руси водогрея представляла собой кувшин, впаянный в корпус изделия, а сам корпус мог быть совершенно разнообразной формы - овальной, цилиндрической, в форме вазы и груши… Формы самоваров не были только данью моды, хотя и расписывались в стиле рококо, классицизм, ампир. Самые необычные внешне изделия были придуманы и воплощены в жизнь талантливыми русскими мастерами.

Самовары неоднократно представляли нашу страну на международных выставках хозяйственных изделий, также водогреи известных фабрик выигрывали призы на многих отечественных конкурсах - например, получали призы на ежегодной нижегородской ярмарке. Модели с выставок украшали оттисками медалей, полученными на конкурсах, самые популярные варианты водогреев постоянно пытались усовершенствовать, расписывать вручную. Конечно, выпуск необычных изделий, не имеющих аналогов, был предназначен в основном для состоятельных людей, которые могли заказать, к примеру, посеребренный или полностью состоящий из серебра самовар, украшенный искусными золотыми орнаментами и бордюрами в духе “второго рококо”. Известными на всю страну изделиями могли похвастаться тульские фабрики Тейле, Шемариных, Гудкова, Маликовых, Баташевых, московские - Эмме, Пеца, Матиссена, Розенштрауха, петербургские - Дубининых, Кондратева, Лехтенбергского. Не отставали от них фабриканты Царства Польского - продукция фабрик Фраже, Плешкевича и Хениберга до сих пор высоко ценится среди любителей самоваров и коллекционеров старинных редкостей.

Польские самовары Фраже

Производство польских самоваров Фраже началось с организации исследовательской работы - в 1824 году основатель будущей самоварной фабрики Иосиф Фраже открыл первую в Варшаве лабораторию, в которой начали изучать способы обработки посуды из неблагородных металлов серебром и золотом. Значительный прогресс в исследовании гальванического метода покрытия медных изделий привел к запуску производства серебряной и посеребренной посуды, столовых приборов, домашней утвари, и в том числе - самоваров. Продукция фабрики пользовалась спросом, и к 1832 году число рабочих, занятых на фабрике, увеличилось почти в два раза, вместе с тем модернизировалось промышленное оборудование, а темпы производства также существенно возросли.

В середине XIX века руководство фабрикой перешло к потомку Иосифа Фраже - Юлиану, эстетические и художественные вкусы которого повлияли на дальнейшую организацию работы фабрики по преобразованию внешнего вида водогреев, изменяющихся с течением времени и приходом новых модных тенденций. Магазины самоваров и других изделий фабрики Фраже стали открываться по всей России, а сама продукция фирмы неоднократно выигрывала награды и премии на всероссийских конкурсах. В 1896 году фирме Фраже дали право наносить оттиск государственного герба на все свою продукцию. Компания Фраже организовала сотрудничество со многими знатными людьми, была поставщиком самоваров для первых лиц государства. За последующие несколько десятилетий фабрика Фраже становится очень известной, а само название бренда - нарицательным. Словом “фраже” часто называли любую посуду, сделанную в Польше. Недорогие посеребренные изделия, украшенные гербом и оттисками, были очень популярны среди всех слоев населения с конца XIX и до начала XX. До 1910-х в России был устойчивый бум на товары этой фирмы, самовары Фраже были на слуху, имели отличные рекомендации и постоянно рекламировались.