Москва: +7 (499) 653-88-55
 
Главная > Советы > Универсальное > Современные мастера самоварного дела

Современные мастера самоварного дела

История Тулы неразрывно связана с самоварами. Любой самовар, который можно встретить в России, сразу вызывает ассоциации с Тулой. Крупное самоварное производство было основано именно здесь — в столице оружейников, пряников и самоваров.

Самовары сделанные в ТулеКак самовар вообще появился в России? Историки-исследователи связывают историю изобретения медного водогрея с распространением чая на Руси в XVII веке. Чай был завезен в качестве подношения государю из Китая и еще долгое время употребление чайного напитка оставалось уделом знати — крепкой заваркой лечили простуду и желудочные расстройства.

И, несмотря на то, что похожие приборы для заваривания чая встречались и в других странах, конструкция самовара считается именно русским изобретением. Первым подобием самовара являлся сбитенник, чайник для приготовления сбитня, в котором смешивались и варились травы и мед. Для заваривания чая стал использоваться похожий прибор — с трубой и поддувалом, который растапливался щепками или лучинами и кипятил воду для приготовления напитка. На тульских мастерах, которые начали создавать первые самовары и совершенствовать их, лежала большая ответственность — медные водогреи должны были быть надежными, удобными и солидно выглядящими, ведь пока чай не вошел в обиход крестьян, достаточно дорогие самовары могли позволить себе только дворяне.

Кустарное производство самоваров

Первые медные самовары изготавливали множество ремесленников — передавая его из рук в руки и выполняя обработку необходимых деталей. Совместить самоварное производство и наладить массовый выпуск водогреев решили братья Назар и Иван Лисицыны, которым от отца-оружейника досталась небольшая ремесленная мастерская. Первый водогрей в новом производственном заведении был изготовлен в 1778 году. Благодаря высокому спросу на самовары производство стремительно развивается — продолжатели самоварной династии братьев Лисицыных занимались изготовлением сложных, затейливых изделий: это модели «вазы», «рюмки», «банки», «груши», украшенные затейливой гравировкой и необычной отделкой, имеющие множество резных элементов. Водогреи лисицынской фабрики и по сей день остаются эталоном самоварного промысла, сохранившиеся экземпляры хранятся в музеях самоваров по всему миру и в частных коллекциях.

Развитие фабричного выпуска самоваров

Самоварное производство становится наиболее востребованным в Тульской губернии, и вот уже по соседству с фабрикой Лисицыных открываются другие предприятия. Отдельные мастера-кустари объединяются в крупные мастерские, а потомственные династии ремесленников основывают заведения, специализирующиеся на выпуске медной посуды для дома. Так, в конце XVIII в Туле открывается фабрика А. Морозова и Ф. Попова, к 1810-м годам в Туле работало около десятка самоварных фабрик, среди которых предприятия В. Ломова, А. Курашева, Е. Черникова, С. Киселева. Больше других в городах России прославились водогреи фабрики Василия и Ивана Ломовых — ежегодно выпускалось более тысячи экземпляров, которые расходились по ярмаркам и всероссийским выставкам, пользуясь при этом известностью далеко за пределами города самоваров. Водогреи к середине XIX века уже имели вполне доступную для простого народа стоимость, их можно было увидеть практически в каждой избе.

Приборы для заваривания чая оценивались в зависимости от их веса — латунные изделия стоили 64 рубля за пуд, медные — 90 рублей за пуд. Продукция лучших тульских фабрик выставлялась на всероссийских и европейских выставках, самовары Ломовых, Баташевых, Лялина, Рудакова, Воронцовых, Шемариных получали право наносить государственный герб в качестве знака особого отличия.

Расцвет производства самоваров в Туле

К середине XX века тульское самоварное производство достигло своего расцвета — ежегодно фабрики Тулы выпускали более 120 тысяч водогреев, а также множество других медных изделий (подносов, полоскательниц, заварников, подстаканников). Причинами стремительного развития самоварного дела именно в Тульской губернии можно считать богатство региона месторождениями железных руд, географическую близость к столице, но самое главное — Тула в течение многих веков славилась своими мастерами-ремесленниками, которые могли освоить любое новое ремесло и добиться в нем впечатляющих достижений.

Самовары не стали исключением среди прочих предметов, производимых тульскими умельцами — ежегодно тысячи изделий отправлялись из Тулы по Оке на Нижегородскую ярмарку, где и продавались с 25 мая до 10 июня. Известные фамилии производителей были на слуху по всей стране, именно к водогреям фабрик Баташева, Тейле, Лялина, Белоусова, Ваныкина, Ломова, Черникова, Рудакова приценивались покупатели. Прославившиеся самоварные династии не только продавали товар на сезонных ярмарках, но и открывали свои лавки в Москве и Санкт-Петербурге.

Современное производство самоваров в Туле

Несмотря на то, что самовары для наших современников представляют скорее культурный, чем хозяйственный интерес, производство водогреев по старейшим тульским традициям живет и поныне. Семейство мастеров Волгиных — это три поколения мастеров-художников, которые развивают самоварное дело в Туле, продолжая совершенствовать ремесло своих знаменитых соотечественников. Глава династии, Виктор Федорович Волгин, всю жизнь трудился на заводе «Штамп», расписывая как обычные самовары, так и юбилейные экземпляры, выпускавшиеся специально к праздникам и особым датам. В 1995 году Виктору Федоровичу было присвоено звание почетного художника России.

Многие работы Волгин В. Ф. создавал в соавторстве с сыном, талантливым художником Вадимом Волгиным. Многие их творения можно найти в музеях народного промысла по всему миру и в частных коллекциях, русские самовары в качестве презентов преподносят первым лицам государства, например, искусно расписанный медный самовар «Русское поле» в 1994 году был подарен королеве Великобритании Елизавете II.

С 2000-х гг. Вадим Викторович привлечен к работе на Тульском Патронном Заводе. Здесь он занимается выпуском расписных штучных водогреев. Вместе с ним работала его жена, Елена Юрьевна, которая отвечала за формовку литья. Дело предков продолжает и их сын Борис, участвуя в создании уникальных штучных самоваров — настоящих шедевров искусства.