🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Самоварное производство

Самоварное производствоВ XVIII столетии выпуск самоваров и кофейников стал весомой составляющей металлургической промышленности России. Самоварные фабрики строились на Урале, в Москве, Вологде, Архангельске, Калуге, Перми, Ярославле, Костроме, Туле. К началу XIX века самым крупным предприятием, производящим водогреи, становится завод известного промышленника Петра Силина, находившийся под Москвой. Но дальнейшее производство самоваров неразрывно связано с Тулой - это объясняется развитием металлургии в городе, а также большим количеством мастеров, работающих в губернии самостоятельно или в мастерских. С 1770-х годов и до настоящего времени именно Тула производит подавляющее большинство самоваров и считается самоварной столицей.

В 1778 году в Туле начала работать первая самоварная фабрика. Прошение государыне Екатерине II, содержащее просьбу основать фабрику, подал купец третьей гильдии Федор Лисицын. Династия Лисицыных славилась производством искусных медных изделий с алмазной огранкой, а в конце XVIII века Федор Иванович с сыновьями Назаром и Иваном решают организовать выпуск самоваров. Тульские водогреи набирали популярность, а небольшие самоварные мастерские не могли составить конкуренцию фабрике Лисицыных.

Позже в Тульской губернии открываются предприятия Морозова, Попова, Медведева, Сиднева, Балашова, Маликова, Курашева, Чигинского. Большой популярностью пользовались изделия производства братьев Ломовых, получившие многочисленные награды за самоварное искусство на всероссийских и международных конкурсах. Особо отмечена продукция Николая Дементьевича Маликова - он заслужил похвалу наследника престола Александра Николаевича, который посетил Тулу, чтобы присутствовать на выставке “тульских фабрикаций” в 1837 году. К XIX веку Тула стала считаться городом самоваров - тульские водогреи стали считать эталоном красоты и качества среди подобных изделий. Количество фабрик в городе росло, увеличивались темпы производства. К 1859 году в Туле работало 28 самоварных предприятий, выпускавших 130000 изделий. Продукция тульских фабрик реализовывалась в основном на Нижегородской ярмарке. Некоторые купцы сбывали медные приборы в Москве, некоторые - в Петербурге. Москвичи скупали самовары у тульских промышленников по низкой цене и перепродавали их на той же Нижегородской ярмарке.

Тульскую самоварную продукцию высоко оценивали на промышленных и кустарных выставках в нашей стране и за рубежом. Талантливые ремесленники привозили с крупных конкурсов медали и грамоты - и украшали такими оттисками свою продукцию. Это считалось гарантией качества и предметом гордости, да и покупатели охотнее обращали внимание на “титулованные” самовары.

Водогреи производились из разных материалов и имели достаточно широкий ценовой диапазон: для знати и богачей предназначались томпаковые приборы(медно-цинковый сплав), для семей невысокого достатка - чайные приборы из латуни (зеленой меди). Латунные самовары преобладали среди прочих. Их стоимость складывалась в зависимости от объема или веса изделия. Редкими моделями считались серебряные и мельхиоровые - в тульской губернии они практически не производились, их выпускали как декоративный, юбилейный вариант, или же в качестве образца для выставки.

На рубеже XIX-XX веков все самовары начинают покрывать никелем.

Форма самоварных изделий существенно изменяется с течением времени. Если сначала водогреи делались по подобию традиционных столовых приборов - чаш, ковшей, горшков, братин, то уже к концу XVIII форма самоваров совершенствуется под воздействием моды. Самовары копируют произведения античности - амфоры, вазы, урны, яйцевидные кувшины. Позже создаются образцы, подражающие стилю “ампир” - бочонки, шестигранные и восьмигранные изделия, украшенные декоративными колонками, затейливым орнаментом, и более практичные формы, встречающиеся и в современности - “рюмка”, “банка”, “шар”. Декоративное оформление самоваров было воплощено в основном традициями русской народной художественной живописи - жостовской, хохлоской, городецкой, петриковской - такие модели часто можно встретить и в наши дни, особенно в музеях и частных коллекциях. Рисунками самовары чаще всего расписывали под заказ - почти все фабрики имели прейскурант цен, куда были внесены основные расценки за украшение выпускаемой продукции. Точную стоимость имели такие услуги, как серебрение или позолочение, гравировка и роспись, а небольшие детали, придающие самовару презентабельный вид - ручки (шишечки) делались из твердых пород дерева или слоновой кости.

К концу XIX в широкий обиход входят паровые двигатели. Крупные фабрики постепенно перестраиваются на такое энергоснабжение, а позже начинают действовать электрические и нефтяные механизмы. Крупнейшие тульские фабрики - Тейле, Баташевых, Шемариных - обеспечивают своей продукцией большую часть рынка. Выпускают такие фабриканты в основном жаровые самовары (на углях), специальные конфорки, медные кофейники. К новшествам этого времени можно отнести спиртовые и керамические водогреи, а стандартными моделями, наиболее часто покупаемыми, по-прежнему остаются силуэты “банка” и “рюмка”.

До распада Российской империи в 1917 году производство самоваров в Туле достигло внушительных цифр - более 600000 экземпляров ежегодно. В послереволюционное время частные предприятия были национализированы - например, фабрика Баташевых присоединилась к патронному заводу, который ныне носит название “Штамп”. В 50-х годах XX века на смену жаровым самоварам приходят электроприборы и комбинированные изделия - действующие на углях и от электросети. Связано это было с кардинальным изменением быта населения и ростом урбанизации - жители Советского союза массово переезжали в многоквартирные дома, где не было возможности топить прибор для заваривания чая углем, но присутствовало электричество. Электрические самовары на данный момент остаются наиболее востребованным вариантом, так как возможность разжигать угольный водогрей есть далеко не у каждого горожанина.Выпускаются электроприборы в разных объемах - от 1,5 до 10 литров.