Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 
Главная > Советы > Универсальное > Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства

Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства

История этого изделия началась в XVIII веке. На протяжении более 200 лет он был признаком достатка, благополучия семьи. Прибор всегда занимал важное место на столе, а когда приходило огромное количество гостей, самовар ставили на отдельном столе. Он множество лет был главным источником счастья, продолжительного и комфортного общения.

С первого появления он сумел завоевать популярность и признание. Уже к концу XVIII столетия он получил все важные компоненты: трубу, поддон, кран, ручки, конфорку и затычку. Именно тогда и были заложены главные принципы украшения изделия.

Самовар с большим количеством оригинальных орнаментальных украшений воспринимается как произведение декоративно-прикладного искусства: он добавляется в сервировку стола, в оформление внешнего вида помещения.

Широкое разнообразие

Изделия получили самые разнообразные название, которые указывали на форму товара:

  • «Банка»;
  • «Шар» и так далее.

Все названия появились только в XIX веке, они условны и предоставлены только из-за схожести с некоторыми вещами.

Аппараты разнятся не только за формами, но и за материалами, которые применялись для изготовления - латунь, фарфор, серебро, медь, белый металл. Различными были параметры и объемы.

При исследовании самоваров и их внешнего вида можно проследить различные стилистические направления, которые были вызваны изменениями общественного настроя (иными словами модой). Отчетливей всего это можно увидеть на продукции тульских фабрик. Все предприятия стремились разработать собственный уникальный самовар, который не был бы похож на конкурентов.

Самые первые изделия имели форму старинных ваз в стиле ампир с изящными и четкими пропорциями, умеренным растительным оформлением. В 40-х годах XIX века в Российской Империи был популярен стиль II рококо. Для него популярна богатая композиция из цветов, растительности и раковин. Основа, ручки, вершина были разработаны бордюрами из оригинальных завитков и бутонов. Товары, созданные в представленном стиле, создавались преимущественно индивидуально, считались очень важным элементом декора!

Ко второй половине XIX века в моду вошли товары из заменителей благородных металлов. Такие самовары приобретали состоятельные люди, обычные горожане и императорская чета. Популярными тогда же становятся изделия из накладного серебра, которые успешно имитируют более ценные версии.

В 40–50-х годах XIX столетия начинают развиваться наиболее крупные предприятия: Тейле, Баташевы и многие другие. Продукция, созданная на ихних заводах, пользовались огромной популярностью, и ни одна выставка на территории России и за границей не проходила без ихних товаров. За наилучшую продукцию, что участвовала в этих конкурсах, производители выигрывали награды, а оттиски с них размещались на поверхностях их товаров.

В это время самовары заполонили рынок. Большой спрос породил порождение единых форм и внешнего вида. Создается ряд комплексных образцов, которые крайне удобные для широкого производства.

В конце XIX – начале XX столетия в обществе доминирует модерн. Мастера этого стиля оформляли модные образцы для очень большого производства. Тогда же появляется термин «художественная индустрия». Модерну характерно оформление товаров узором с элементами флоры. Любимейшим приемом является совмещение красной меди и латуни.

После происшествий 1917 года изготовление самоваров продолжалось. Немного позднее аппараты создавали на нескольких предприятиях в Советском Союзе. Теперь вместе с жаровыми создавали и электрические приборы разной формы. В Куйбышеве тогда разрабатывали очень красивый самовар-петух.

Самовар - это изделие искусства и русских обычаев, которое имеет огромный спрос до сих пор. Интерес вокруг изделия не угасает, возможно, из-за того, что в большинстве музеев имеется несколько редких экземпляров самоваров, также его изучают с точки зрения изучения искусства.

В период с XIX по XX столетие аппарат стал символом быта и основным устройством для проведения чайных церемоний, которая в XIX веке в России расценивалось, как важный элемент национального культурного наследия.