Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 
Главная > Советы > Универсальное > Роспись самоваров под хохлому

Роспись самоваров под хохлому

Сегодня, чтобы испить чайку, чайник — на плиту или в розетку. Через 10 минут кипяток готов, можно заваривать и пить чай. Раньше воду грели в «чайной машине», которую перманентно поставлявший заграничные диковинки царь Петр привез из Голландии для наследования тульским умельцам. Первую продукцию русских мастеров называли по-разному: «самокипец», «самогрей», «самогар», «самовар». Последнее название укрепилось в обиходе и дошло до нашего времени.

Соревнуясь в мастерстве, изготовители водяных нагревателей придавали изделиям всевозможные изыски. Последние превращали ремесленнические поделки в произведения искусства. Доведя до совершенства навыки литья, лужения, чеканки и полирования, мастера самоварных дел обратили взор к прикладным народным промыслам — гжели, жостову, палеху, хохломе. Последняя привлекала внимание рядом достоинств:

  • красотой орнамента;
  • прочным лаковым покрытием;
  • стойкостью красок к выцветанию (выгоранию);
  • безвредностью для организма (экологичностью на современный манер).

Неизвестные хохломские умельцы придумали уникальное искусство работы кистью, создали самобытные и эффектные приемы росписи, которые могли пригодиться в декорировании водогреев. Так нижегородская хохлома с деревянных ложек, чашек, поставцов, мисок, бочат, солониц перекочевала на металлические и фарфоровые (сначала дровяные и угольные, затем на керосиновые и электрические) самовары.

Характерные варианты хохломы

Название промыслу дала деревня, в которую свозилась на продажу расписная посуда из окрестных сел размером поменьше и хуторов. Манера нанесения рисунка на предметы домашней утвари обусловила появление двух видов письма — верхового и фонового.

Суть первого заключалась в нанесении ажурного рисунка поверх фона (отсюда название «по верху», «верховое») — поля, залитого одним тоном. Традиционную гамму составляли цвета:

  • золотистый (нефритовый);
  • ярко-красный (киноварь);
  • черный (сажа, вороний глаз).

Создающее чудный ажурный рисунок письмо, велось по заранее подготовленной (пропитанной органическими маслами, покрытой полудой и высушенной) поверхности, залитой одним из перечисленных цветов. Оно наносилось темным по светлому, мягкими мазками в соответствии с одним из трех канонических орнаментов:

  • «под траву»;
  • «под листок» («под ягодку»);
  • «под пряник» («под рыжик»).

В фоновом все делалось наоборот. При неизменной цветовой гамме на подготовленное основание наносятся контурные очертания, которые затем заливаются колерами и доводятся до кондиции штриховкой, точками, акцентными мазками. В отличие от 3 вариантов хохломы по верху, в низовой освоены две альтернативы:

  • «под фон»;
  • «кудрявая» или «кудрина».

Кратко о разновидностях письма по фону

«Под траву» — роспись, с которой хохлома началась как вид прикладного художественного творчества. С нее осваивают азы нанесения самобытного изображения на домашнюю утварь. Травные очертания, напоминающие стебли и завитки листьев осоки, белоуса на нефритовом или серебристом поле — основные компоненты орнамента этой разновидности письма. Травинки «связывают» в пучки, отдельными выписывают излюбленные мотивы домашних птиц — крицы, петуха, голубя — склевывающих ягодки.

Если перечисленные элементы перенести на темное поле и добавить овальные листья акации, широкие с насечками вишни или изрезанные дубовые, стилизованные ягоды земляники, винограда, смородины, малины, плоды фундука, в совокупности с соцветиями донника, яблони, иван-чая, ландыша, колокольчика, ромашки, то (в зависимости от преобладающих в узоре элементов) получится вариант «под листок» или «под ягодку». Листочки собирают на тонком вьющемся стебельке по 3-5. Крупные листы и ягоды рисуют широкими мазками, мелкие «стежками» и тычками кисточкой.

В декорировании емких самоваров с большой площадью тулова используют крупные элементы, с которых развивают композицию. Благодаря большему количеству применяемых колеров, размеров, форм и «номенклатуры» элементов, лиственный (ягодный) орнамент предоставляет больше возможностей для декорации, чем травяной.

«Под пряник» («рыжик») — разновидность верховой хохломы ярко выраженного геометрического направления. Практикующие ее мастера в середину равностороннего четырехугольника вписывают стилизованное солнышко, заполняя оставшееся пространство простыми линиями, мелкими разнонаправленными штрихами. Простая геометрия, близко расположенные короткие штрихи завораживают возникающей иллюзией движения.