Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 

О русских самоварах и Андрее Лобанове

Ценителей русской старины, собирающих интересные предметы быта, можно встретить в каждом уголке нашей страны. Андрей Лобанов и его самоварыБлагодаря людям, коллекционирующим интересные экземпляры русского народного промысла, мы имеем представление о традициях жизни наших предков и можем любоваться редкими предметами искусства. Из скромных частных собраний зачастую образуются интересные музейные коллекции, открываются выставки исторических экспонатов.

По такому пути развивалась история тульского музея самоваров — в 1991 году в данное заведение были отправлены десятки любопытных экземпляров из частных коллекций туляков В. П. Варфоломеева и Я. Н. Басина. В государственный русский музей, расположенный в Санкт-Петербурге, также поступали предметы частного коллекционирования — в 1965 году сорок старинных самоваров, переданных в собственность учреждения, стали основой коллекции декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX века.

Интересные вещи, представленные широкой публике, быстро получают известность и стабильный интерес посетителей, правда, они могут потерять свое индивидуальное, самобытное очарование, становясь в ряд со множеством других предметов материально-художественной ценности. Каждый русский самовар, имеющий свою богатую историю, достойную внимания, стоит рассматривать отдельно, не отвлекаясь на изучение подобных предметов быта, представленных в музеях и на выставках.

Среди частных коллекций выгодно выделяется собрание самоваров Андрея Андреевича Лобанова — ценителя старины, которому удалось не только сохранить до наших дней редчайшие виды самоваров, но и сделать историю каждого водогрея индивидуальной, душевно звучащей.

Необычная история возникновения русского самовара

Сам термин «самовар» не имеет аналогов в других языках и дословно перевести его для иностранцев не представляется возможным. Название имеет больше отношения к сказкам, фольклору, волшебству, но никак не к реальному определению, обозначающему прибор для кипячения воды. Слово «самовар» сравнимо больше с понятиями «ковер-самолет», «скатерть-самобранка» — не существующими в реальности предметами, которые обладают необычными свойствами. Такие особенности русского фольклора зачастую непонятны жителям других стран, хотя сам самовар, несмотря на его сказочное название, имеет вполне четкий принцип действия и состоит из сосуда для воды и эффективно действующего нагревательного прибора.

Несмотря на относительную простоту конструкции и достаточно обыденное использование прибора, самовар неизменно привлекает внимание всех неравнодушных к русской старине. Особенное впечатление производит художественное украшение самоваров, которое роднит медные водогреи с другими изделиями русского народного искусства — расписными тарелками, подносами, шкатулками, матрешками и т. п. Примечательно, что самовары оставались практически неизменными на протяжении почти трех столетий, в то время как прочая посуда и домашняя утварь постоянно совершенствовались, заимствуя нововведения в устройстве приборов у передовых стран.

В XXI веке, когда самовар уже был вытеснен из домашнего обихода более современными приборами, периодически можно наблюдать подъем интереса к этому прибору — самовару в свое время уделяли внимание и первые лица государства — начиная с Ленина и заканчивая Горбачевым, а также известные государственные и культурные деятели, неоднозначные личности, внешние вклад в развитие нашей страны, и, конечно, простые обыватели. Чаем из самовара принято угощать гостей из других стран, интересующихся русскими традициями, а в качестве сувенира многие иностранцы предпочитают увозить из нашей страны именно водогреи — вместительные действующие изделия, работающие на топливе или от электросети, или их декоративные аналоги-сувениры.

Культурная и бытовая роль русского самовара

В чем заключается привлекательность самовара, помимо необычного и запоминающегося внешнего вида? Конечно, приготовлением особого, вкусного чая. На Руси вместо чая до XVIII века заваривали сбитень и различные травяные настои. До сих пор вместо аптечных средств многие жители нашей страны предпочитают настаивать отвары лекарственных растений — мяту для подъема сил, малины от простуды, зверобой для восстановления иммунитета. В былые времена вместе с травами заваривали и лечебные коренья, полезные и вкусные ягоды. На меду и травах варили сбитень в специальной посуде — сбитеннике.

Но именно с появлением чая вошел в обиход и особый ритуал принятия напитка — чайная церемония. Чай в Китае и Японии пили по особым правилам, и русские люди проявили интерес к чужой культуре — стали заваривать чай в качестве особого ритуала, направленного на отдых, восстановление сил, общение. Чаепитие позволяло проявить все качества национального гостеприимства, отвести душу за приятной беседой, согреться и расслабиться после тяжелого дня. Самовар был одинаково близок и семьям простолюдинов, и зажиточным слоям населения, самовар брали в дорогу путешественники, военные, купцы. За столом, на котором возвышался водогрей, рассказывали откровенные истории, делились секретами, обсуждали важные дела, старшие передавали свои знания младшему поколению. Появился и огромный спрос на самовары, сначала их выпускали кустарным способом, а к XX веку производство медных приборов было поставлено на поток.

Коллекция самоваров Андрея Лобанова

Собрание русских водогреев А. А. Лобанова насчитывает более 200 экземпляров. Как считает сам коллекционер, этого количества экспонатов более чем достаточно, чтобы выразить всю историю существования самоваров в России. Свое увлечение самоварами Андрей Андреевич перенял от деда — Петра Кондратьевича Лобанова, который и передал своему внуку первые 10 редких экземпляров.

Несмотря на то, что предок А. А. Лобанова в политических делах старался не участвовать, а сфера его интересов была далека от управленческой деятельности, в послереволюционные годы его репрессировали и отправили в лагеря на десять долгих лет. К заслугам этого бесстрашного человека можно отнести спасение скульптур Летнего сада в Санкт-Петербурге во время Великой Отечественной войны — Петр Кондратьевич лично встал на защиту Летнего сада и выступил против размещения на его территории зенитных батарей, понимая, что это неизбежно приведет к разрушению памятников культуры.

Трепетное отношение к достоянию русской культуры всего рода Лобановых нашло свое отражение в сохранении и преумножении таких предметов украшения интерьера, как жаровые самовары. Помимо самоваров, Лобанов-младший увлекался и коллекционированием старинных икон, порой спасая редчайшие экземпляры от варварского уничтожения. Но собирать разрозненные по смысловому значению и облику иконы было сложно — так же как не представлялось возможности их систематизировать, проследить какое-либо развитие школ иконописи.

Постепенно Андрей Лобанов увлекся изучением самоваров и стал заниматься пополнением небольшой коллекции, доставшейся ему от деда. Среди экземпляров, которые с большим трудом добывал коллекционер, были и простые модели, массово выпускавшиеся заводским способом в большом количестве, и штучные изделия, имеющие интересную историю. Тщательный подбор редких экспонатов позволил А. А. Лобанову создать коллекцию, которая прославилась не количеством водогреев, а их редкостью. Здесь каждый предмет может рассматриваться с точки зрения развития самоварного дела — при изучении всей коллекции в совокупности можно проследить хронологию усовершенствования водогреев и выявить отдельные направления художественной мысли мастеров.