🎁 Скидка 5% на все товары + 5% при оплате на сайте! 🎁

 

Коллекция самоваров из собрания «Пушкинского Заповедника»

Самовар из Пушкинского Заповедника

На сайте историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина теперь можно ознакомиться с виртуальной коллекцией самоваров, содержащихся в музейном фонде.

Экскурс по миру русской культуры первой половины XIX трудно представить без освящения исторического вклада, которые несут пушкинские произведения. В них повседневность того времени описана так полно, что мы при желании можем представить себя участником событий, происходящих на страницах книг.

Одним из наиболее красочных элементов большинства творений Пушкина можно назвать чаепитие и связанные с ним ритуалы. В будние и праздничные дни, в тихих покоях и шумных гостиных, пушкинские герои садятся за самовар и предаются неспешной беседе. Самовар упоминается в произведениях поэта шестнадцать раз, а иллюстрацией к рукописи «Гробовщика» выступает сцена чаепития за самоваром.

Самовар на Руси появился в период царствования Петра I, и, хотя к этому времени чай уже завозили нам из Китая и Индии, производство посуды для заваривания чая еще не было достаточно развито. Но с появлением на Урале медеперерабатывающих и металлургических заводов налаживается выпуск медной посуды, и уже к середине XVIII века в обиход входят медные чайники с ручкой и сбитенники — первые прототипы традиционных самоваров, в которых заваривался сбитень — напиток из меда и трав.

В Пушкинском заповеднике на данный момент находятся девятнадцать самоваров, которые входят в экспозицию «Быт, этнография». Это изделия, выпущенные во второй половине XIX – начале XX самыми знаменитыми и титулованными тульскими мастерами.

Коллекция начала отсчет своего существования с 1946 года. Музей благополучно пережил немецкую оккупацию военных лет, и в 1945 из Германии сюда начали переправляться многие раритетные вещи, включая и тригорский самовар из томпаковой меди, который считается первым в коллекции Заповедника.

В 1951 году по инициативе В. М. Глинки в музей безвозмездно был передан «самовар Опоцкого». Это изделие начала XX века из красной меди было сохранено родственниками священника Опоцкого, в имении которого принимали Пушкина и угощали чаем из этого самовара.

Собрание самоваров насчитывает и немало раритетных экземпляров редкой формы – это восьмигранный самовар производства фабрики «Братьев Гудковых» и пулеобразный самовар мастера Петра Медведева.

Самовары крупных тульских промышленников Баташевых, Тейле, Воронцовых, Демидовых также присутствуют в коллекции Пушкинского дома. Первые самовары, изготовленные мастерами, имели нестандартный вид и могли разительно отличаться друг от друга. Конвейерное, стандартизированное производство стало повсеместным только в 80-х гг. XIX века. Тогда же начали покрывать самовары никелем. Два никелированных изделия («Братья Гостьевы» и «Братья Поповы») попали и в пушкинскую музейную коллекцию. Последней же моделью, касаемо вех истории, стал самовар, выпущенный на тульском патронном заводе при советской власти, когда самоварное производство стало государственным.

Переосмысление культурно-исторического наследия России позволяет выделить множество значимых вещей, без которых нельзя представить уклад жизни наших потомков. Один из самых главных феноменов XVIII-XIX веков – это, безусловно, самовар. Самовар в какой-то мере является символом быта и культуры Руси, частью нашей истории. Чаепитие за самоваром, теплая обстановка и задушевные разговоры приносили радость и спокойствие в каждый дом – с чайных церемоний начинали свой день и первые лица государства, и простые крестьяне. Самовары, сохранившиеся до наших дней, заняли достойное место в экспозициях музеев и частных коллекциях.