Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 
Главная > Советы > Универсальное > Как рекламировали самовары

Как рекламировали самовары

Как и современные бытовые приборы, все самовары на Руси имели свое происхождение — то есть отмечались клеймом производителя. Самовар и рекламаПредприятий, выпускающих самовары, было очень много, особенно в Туле, поэтому покупатели водогреев могли и запутаться в многообразии имен, выгравированных на самоварах. Все фабрики и кустарные мастерские, выпускающие самовары, проходили государственную проверку, в результате которой и получали именное клеймо — обычно на нем ставилась фамилия фабриканта и его инициалы, а также город выпуска самоваров, например: «Н. А. Воронцов в Туле», «Иван и Назар Лисицыны в Туле». Надпись шла полукругом и располагалась обычно на тулове самовара, нередко ее украшали орнаменты или лавровые венки.

Потомственные фабриканты, имеющие известные фамилии, помимо клейма обязательно украшали свою продукцию затейливыми вензелями, обычно это были заглавные буквы имени: «БГ» (Берта Густавовна) или «РА» (Рейнгольд Адольф). Сначала клеймо на водогреи ставили ручным способом, а позже стали использовать раскаленные чугунные штампы, чтобы выдавливать на более мягком медном сплаве необходимые изображения.

Некоторые фабрики в погоне за известностью и повышением продаж шли дальше, придумывая своей компании запоминающийся логотип, эмблему. Такие оттиски назывались фабричными марками и вошли в обиход в конце XIX века, когда недостатка в разнообразных самоварных фабриках уже не было, а множество существующих предприятий искали способы выделиться из сотни конкурентов.

Фабричная марка могла ссылаться на производство, которым занималась фабрика помимо самоварного дела — например, фирма Берты Густавовны Тейле выпускала продукцию с изображением пушки, на фоне которой были проставлены инициалы, так как изначально основатель компании занимался оружейным делом, а его потомки приняли решение увековечить историю компании таким образом.

Эмблемой фабрики Н. И. Баташева стал треугольный щит с диагональной полосой, на которую были нанесены цифры «1825», а внизу шла строка «Фабрика существует с 1825 года». Продукция династии Баташевых на выставке достижений производства 1850 года получила высшую награду от государства за свои медные изделия — указ, разрешающий проставлять на всех самоварах оттиск государственного герба, а само семейство Баташевых получило титул придворных фабрикантов. Далее за достижения в самоварном промысле Иван Григорьевич Баташев был удостоен дворянского титула. По наследству все титулы и привилегии перешли к наследнику Ивана Григорьевича Николаю. Самоварная продукция Баташевых была известна и в Туле, и за ее пределами, а появление на фирменных изделиях оттиска с датой основания фабрики только укрепило выигрышную позицию Баташевых среди конкурентов — демонстрируя, что этот производитель отличается долгой историей существования под одним и тем же названием, и, следовательно, надежностью.

Символом фабрики могли быть и просто инициалы, оформленные лаконично и без прикрас: например, так обозначалась продукция фабрики наследников Ивана Федоровича Капырзина — «ИФК» в центре обрамления виньеток.

Именитая фамилия Баташевых сыграла с династией фабрикантов злую шутку. У предприятия Баташевых в Туле регулярно появлялись недобросовестные «подражатели». Так как эта фамилия в Тульской губернии была очень распространена, продукцию мастеров-однофамильцев, не состоявших в родстве с семьей Баташевых — основателей самоварного дела — продавали от лица титулованной фирмы «Баташев и C°». Предприимчивые продавцы самоваров привлекали внимание покупателей прославленной фамилией, упоминающейся крупным шрифтом, а настоящую фамилию владельца упоминали на изделиях в последнюю очередь, мельчайшей прописью. Не разбирающиеся в самоварной продукции люди, решившие приобрести себе водогрей, обращали внимание на известную марку, несмотря на то, что инициалы у таких преемников Баташевых отличались друг от друга. Такие товары недобросовестных продавцов можно было увидеть не только в самоварных лавках, но и на выставках-ярмарках, где народ вводили в заблуждение таким рекламным трюком — производители называли себя преемниками Баташевых, и только при большом внимании можно было вычитать на самоваре информацию о настоящей фамилии производителя.

Компаний, презентующих себя под фамилией Баташевых, в Туле на 1911 год было зарегистрировано более 20. Нелегализованных кустарных производств, именующихся данной фамилией, было и того больше. Известные тульские фабриканты, в числе которых были А. и И. Баташевы, Шемарины, Тейле и Воронцовы, обратились за защитой своего честного имени к министру Торговли и промышленности.

Распространившиеся дельцы, продающие товары под торговыми марками известным производителей, подрывали доверие к качественной продукции крупнейших фабрикантов, из-за чего потомки известных самоварных династий составили прошение властям, не в силах справиться с ситуацией самостоятельно. В поданной жалобе упоминался и список фамилий торговых марок, вводивших покупателей в заблуждение мифической принадлежностью к знаменитой фамилии. После проведенных мер подделок на рынке медной продукции стало меньше, но периодически все же появлялась недоброкачественная продукция — предприимчивые ремесленники иногда пытались подделать даже государственный герб или делали штамп, изображением герба не являющийся, но очень на него похожий. Внимательного покупателя мелкие неточности при ближайшем рассмотрении могли предостеречь от покупки, но были и те, кто не вдавался в подробности и принимал подделку за «чистую монету».

За явный обман покупателей в редких случаях привлекали к уголовной ответственности, но чаще штрафовали на внушительную сумму и изымали партию поддельной продукции. Происходили и долгие судебные разбирательства, целью которых было доказать незаконность использования именного фабричного клейма.