Москва:
м. Павелецкая
Тула:
+7 (499) 653-88-55
многоканальный
+7 4872 25-01-26
Горячая линия в Туле – звонок бесплатный
8 800 555-21-14 (только для регионов)
 

Фасоны самоваров

Вся история развития чаепития на Руси неразрывно связана с самоваром. Самовар — самобытное творение русских мастеров, отличающееся необычным внешним видом. Аналоги самовара из других стран имели непохожий на «пузатый» водогрей облик. Первые модели самоваров имели шикарное убранство, а их форма постепенно совершенствовалась и становилась более удобной.

Красота и богатство украшения русских самоваров

С конца XVII века и до начала XIX столетия самовары были доступны в основном для знатных слоев общества, и производили водогрейные изделия в соответствующем дорогом убранстве — чтобы в богатых домах такое изделие смотрелось шикарно, в общем стиле с другими деталями интерьера. СамоварыСамовары, выпускающиеся в разные десятилетия, отражали стиль господствующих в то время течений архитектуры и дизайна — барокко, ренессанса, модерна, классицизма. Несмотря на разнообразие украшений, которые наносились на самовары, общее устройство всех водогреев было схожим — труба-жаровня в корпусе изделия, кран, ручки, поддувало, поднос, ножки, конфорка и крышка. Широкая, округлая, слегка приплюснутая форма старинных самоваров имела много общего с братиной — старинным прибором с крышкой, в котором на стол подавали напитки. И братина, и самовар отличались формой горшка или бочонка, они устойчиво размещались на столе и обладали большой вместительностью, но при этом занимали не так много места.

Как менялся самовар с течением времени?

То, что самовар первоначально появился в обиходе зажиточных семей, было обусловлено высокой стоимостью чая, ввозимого из Китая, и его малой доступностью для простого населения. Крестьяне, ремесленники и другой рабочий люд по-прежнему пили сбитень и травяные отвары — иван-чай, душицу, ромашку, листья смородины и малины, мяту. Только во второй половине XVIII века чай стал доступен для всего русского населения, а XIX столетие можно назвать расцветом русского чаепития и периодом процветания самоваров. Высокая популярность водогреев привела к замене кустарного выпуска медных приборов на масштабное фабричное производство. В Туле, на Урале, в Подмосковье над выпуском самоваров и их росписью трудились целые династии ремесленников. Складываются обязательные традиции чаепития, появляются новые столовые приборы, чай становится обязательным атрибутом посиделок дома и в общественных местах — горячий напиток обязательно предлагают в трактирах, на постоялых дворах и ярмарках.

Постепенно меняются и формы самоваров. Наряду с «пузатыми» водогреями появляются прямые цилиндрические конструкции — самовары-банки, сужающиеся к низу самовары-рюмки, самовары-вазы с фигурным изгибом в верхней части, самовары-шары. Стенки водогреев для придания им дополнительной декоративности выполняют в виде аккуратных граней. Самовары сложной формы, отличающиеся изящными деталями, выполняют на заказ — некоторые модели, изготовленные талантливыми мастерами, не имели аналогов и выпускались в единственном экземпляре. Придавала индивидуальности водогреям и оригинальная ручная роспись, которая и в наше время вызывает ассоциации исключительно с убранством самоваров и традиционной русской посудой.

Первые самовары состояли из двух основных частей — корпуса с вытяжной трубой и жаровни на подставке. Подобные конструкции для заваривания чая были известны задолго до изобретения самоваров — в Англии они носили название «чайные урны» или «чайные сосуды».

Помимо посуды для подогрева воды с одним корпусом, на Руси был востребован и похожий прибор более широкого назначения — самовар-кухня. Его тулово имело одну или две перегородки, а крышка также делилась на несколько частей. Такой самовар в процессе стандартного кипячения жидкости выполнял дополнительные функции — в каждом отсеке отдельно варилось какое-либо жидкое блюдо. Приготовленная еда вычерпывалась из нутра водогрея, а чай подавался традиционным способом — через краник. Самовар-кухню можно было встретить в трапезных и чайных, там они выполняли функцию обеспечения большого количества гостей горячим чаем и едой — супом, похлебкой, кашей. Также самовар-кухня служил хорошую службу в долгой дороге.

На смену таким функциональным моделям водогрея, играющим важное значение в хозяйстве, постепенно приходят более нарядные приборы для приготовления чая — украшенные орнаментами, лепниной, рисунками и богатой росписью. Именитые медеплавильные фабрики, славящиеся выпуском своих самоваров, привлекали интерес к своим изделиям, размещая именные гербы на корпусе каждого водогрея. Для заказчиков, желающих подчеркнуть свое богатство и статус, самовары выплавлялись из золота или серебра, а качественные приборы, отличающиеся оптимальной прочностью, выпускали из латуни и томпака. В то время как одни самоварные фабрики специализировались на конвейерном выпуске простых медных водогреев, другие фабриканты брались за изготовление штучных, богато украшенных изделий, которые до сих пор представляют огромный интерес коллекционеров. Например, фирменными деталями самоварной фабрики купца Назара Лисицына стали изделия под античную старину, украшенные изящными кружевами, лепными деталями в виде геометрических узоров и растительных орнаментов. Такие модели, дошедшие до наших дней, могут служить прекрасным образцом старинного русского декоративно-прикладного искусства.